Фрагмент для ознакомления
2
Понятие государства вбирает в себя, прежде всего, политическую форму организации общества, проживающего на конкретной территории.
Не менее маловажный фактор государственности это суверенитет и публичность, которым наделена любая власть в той или иной стране.
При этом власть обладает аппаратом управления и принуждения. Этому аппарату подчиняется всё население страны.
Эта суверенная, или государственная власть со своей стороны имеет государственный аппарат принуждения.
Государственная власть наделена суверенным правом и правомочиями обнародовать официальные свои письменные властные предписания – законы и иные нормативные правовые акты, которые обязательны всех без исключения физических и юридических лиц, находящихся на территории государства (такой суверенитет называется иногда некоторыми авторами политико-правовым суверенитетом).
Понятие общества при этом понимается как более широкое понятие, в которое традиционно принято включать и элементы политической системы государства, такие как политические партии, общественные организация и объединения граждан. Напомним, однако, что в теории государства и права понятие общества не рассматривается, поскольку оно принадлежит объекту изучения политологией.
Форма государства имеет свою структуру. Она представлена тремя своими составными частями (элементами):
• формы правления;
• формы государственного устройства;
• политического режима (иногда в правоведении применяется термин «государственно-правовой режим»).
Данные составные части государства имеют сложные взаимосвязи, они взаимообусловлены, взаимозависимы и сложно соподчинены друг другу.
Эти категории отражают свой комплексный характер, смысл которой складывается из ее составных частей (элементов), каждый из которых не имеет в отдельности достаточной собственной смысловой нагрузки.
В данной курсовой работе рассмотрены все вышеперечисленные элементы формы государства.
Исследование проводилось на основе следующих аспектов:
1. Положений Конституции;
2. Российского законодательства;
3. Теории государства и права, теории конституционного права.
1 Форма современного российского государства
1.1 Форма правления и ее особенности в Российской Федерации
Форма правления традиционно понимается как правовое понятие, которое характеризует структуру, порядок образования и организацию высших органов государственной власти, а также установленный в данном государстве порядок взаимоотношений между ними.
Принято считать, что всё-таки главным элементом формы правления является организация верховной власти, определяющим признаком которой выступает статус главы государства.
Как справедливо отмечают исследователи, понятие формы правления представляет собой самостоятельную категорию (правовую категорию).
Эта категория показывает, как формируется высшие органы государства, какой у них политико-правовой статус.
Сформулированные признаки (отличительные свойства) конкретной формы правления применительно к конкретному государству отражает степень участия граждан в формировании высших органов государства и, таким образом, государство по выявленному таким образом признаку государство соотносится либо к демократическому или недемократическому.
Порядок и процедуры образования этих органов весьма разнообразны и их типология составляет предмет отдельного исследования.
Исходя из вышеизложенных теоретических предположений, рассмотрим форму правления в России, которая выражена в понятной и иерархически несложной системы государственной власти в стране.
Система высшей (верховной) федеральной государственной власти в России определена в главах 4 - 7 Конституции Российской Федерации.
Она состоит и включает в себя:
- Президента Российской Федерации – главы государства;
- Федерального Собрания Российской Федерации – парламента (представительного и законодательного органа), состоящего из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации;
- Правительства Российской Федерации – органа исполнительной власти государства;
- судебной власть – как системы судебных органов.
Существенно важным представляется отметить, что определенные конституционными нормами принципы деятельности и государственными полномочиями Счетной палаты Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации не причисляют эти органы входящими в систему государственной власти, они не наделены в этом смысле правомочиями по изданию собственных нормативных правовых актов.
Это означает, что они не наделены правомочиями по нормативно-правовому регулированию (может быть только за исключением Центрального банка России, официальные документы которого по вопросам регулирования банковской деятельности имеют нормативный характер согласно соответствующему федеральному закону о Центральном банке Российской Федерации).
Также необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с Конституцией Российской конституционно учрежден институт местного самоуправления, который обеспечивается через органы местного самоуправления и непосредственно населением, но, собственно, в систему органов государственной власти они не входят.
Важность упоминания о местом самоуправлении актуально в нашем случае тем, что органы местного самоуправления на конституционных началах осуществляют властное взаимодействие с государственными органами субъектов Российской Федерации, которые могут передавать им некоторые свои суверенные полномочия в соответствии с законом соответствующего субъекта Российской Федерации (институт так называемого делегирования полномочий, который, впрочем, в России еще получил достаточного распространения).
Основным законом России является Конституция
Российской Федерации, которая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).
Конституция имеет высшую юридическую силу, представляет собой высший (верховный) государственный закон (законодательный акт), который имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации и обязательна для исполнения всеми лицами – физическими лицами, в том числе гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, апатридами (лицами без гражданства), а также всеми органами и организациями вне зависимости от их организационно-правовой формы и государственной принадлежности.
Конституция имеет верховенство в правовой системе государства, применяется непосредственно, то есть не требует принятия для своего исполнения принятия каких-либо еще законов или иных нормативных правовых актов
Все законы и иные нормативные правовые акты, которые принимаемые в Российской Федерации, как федерального уровня, так и на уровне субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции.
Конституцией установлен особый статус Конституционного Суда Российской Федерации по толкованию Конституции и проверке соответствия Конституции других законов и иных нормативных правовых актов.
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, гарантом прав и свобод человека и гражданина.
На Президента Российской Федерации возложены полномочия по охране государственного суверенитета Российской Федерации, независимости и государственной целостности страны, поддержанию гражданского мира и согласия среди членов общества.
Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов – законодательных, исполнительных и судебных, которые входят в единую систему публичной (государственной) власти.
Особая государственная роль Президента Российской Федерации выражена в области внутренней и внешней политики: он определяет ее основные направления.
Как глава государства Президент Российской Федерации представляет от имени Российской Федерации — России, всей ее системы государственной власти страны в международных и межгосударственных отношениях, в том числе и между главами государств иностранных государств.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые и официальные документы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2020 года № 445
«Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» текст размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации». URL: https://www.pravo.gov.ru.
Учебники:
2. Теория государства и права : Учебник / Л. И. Спиридонов. - М. : Проспект, 2000. – 300 с.
3. Политология : Полит. теория. Полит. технологии : Учеб. для студентов вузов / А.И. Соловьев. - М. : Аспект Пресс, 2001. – 558 с.
4. Современное государство [Текст] / В.Е. Чиркин ; Московский гуманитар.-социал. акад., Юрид. фак. - Москва : Международ. отношения, 2001. – 411с.
5. Теория государства и права [Текст] : учебник для бакалавров / В. В. Лазарев, С. В. Липень ; Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012 (Ульяновск : Первая Образцовая типография). - 634 с.
6. Теория государства и права [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» : учебное пособие для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / А. А. Иванов ; под ред. В. П. Малахова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ : Закон и право, 2012. - 351 с.
7. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник – М.: 2013
8. Теория государства и права [Текст] : учебник / Л. А. Морозова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : НОРМА : ИНФРА-М, 2013. - 663 с.
9. Теория государства и права [Текст] : учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва : Проспект, 2014. - 495 с.
10. Теория государства и права [Текст] : учебник : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Юриспруденция" и специальности "Юриспруденция" / Л. П. Рассказов. - 7-е изд. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, печ. 2015. - 473, [1] с. :
Научные статьи:
11. Ахвердиев Э.А. — Форма государства сквозь призму системного подхода // Политика и Общество. – 2018. – № 12. – С. 10-20.
12. Соотношение элементов формы государства, их влияние на форму государства в целом. Головацкая М.В. В сборнике: Сборник научных статей аспирантов и соискателей. Коломенский государственный педагогический институт; Отв. ред. В.П. Савинкин. Коломна, 2002. С. 143-148.
13. Историческое развитие формы государства: причины и формы возникновения государства, эволюция на разных этапах. Кухарев Ю.С., Снегирёва Д.Е., Снегирёва П.Е. Мировой судья. 2019. №6. С. 3
14. Научная статья «Форма государства: понятийные интерпретации» Ишанова М.В., Грушко Е.И., Кутелева Е.Н.
15. Эбзббв Б. С. , Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. - М. , 1995. - № 3. - С. 3-12.